Кто и зачем смотрит сериалы?
Сериалы стали самым популярным жанром на ТВ и собирают высокие рейтинги. А, значит, это кому-нибудь нужно. Редко встретишь человека, который не приобщился к просмотру хотя бы одной «мыльной оперы» и сегодня их смотрят даже мужчины, хотя изначально посмеивались над этой слабостью слабого пола.
Первые телесериалы появились в Америке в 30-е годы прошлого века и эпитет «мыльные» получили благодаря спонсору — компании, производящей моющие средства. Нельзя сказать, чтобы в СССР совсем не было сериалов. Обычные кинофильмы не всегда пользовались успехом, но многосерийные новеллы «Семнадцать мгновений весны» или «Вечный зов» были на сто процентов любимы публикой.
«В СССР сериалы не приветствовались как тлетворное влияние Запада, — говорит Родион Чепалов. — Хотя были, например, фильмы типа «Следствие ведут знатоки». Но вообще считалось, что незачем рассматривать так пристально бытовую жизнь и тратить столько времени».
Именно возросший интерес к своему быту, к чувствам, которые мы испытываем ежедневно и необязательно к родине, и повысил любопытство зрителей к насыщенной похожими переживаниями жизни сериальных героев.
Кто это смотрит?
Большую часть аудитории составляют пенсионеры, дети и домохозяйки, но ими она не ограничивается. Сериалы смотрят и напряженно работающие женщины, в первую очередь потому, что эти дамы, обделенные эмоциями в собственной жизни, имеют возможность черпать их в сериальном искусстве.
«Все типы людей подвержены волшебному влиянию искусства, — считает Родион Чепалов. — Кроме тех, кто отрицает искусство и считает его «ненужным сантиментом». Есть много мужчин, «подсевших» на «Доктора Хауса». А вообще у представителей сильной половины человечества много альтернатив сериалам — например, футбол».
Необходимость следить за чьей-то жизнью может означать и нереализованное желание контролировать свою. На самом деле невозможно полностью руководить ни тем, ни другим, но разозлиться на героиню, которая выходит замуж за неподходящего жениха, мы можем себе разрешить, а переживания о свадьбе реальной дочери приходится подавлять.
«Безусловно, сериалы требуют большого количества времени. Люди, которые все время вынуждены действовать, менее склонны к просмотру сериалов», — рассуждает Родион Чепалов.
«Я не думаю, что если человек смотрит сериалы, это означает переизбыток свободного времени, — говорит Татьяна Амвросиева. — Это касается любых занятий, которые теоретически могут быть зависимостями как, к примеру, компьютерные игры. Если человек смотрит по вечерам серию во время ужина или поглощает сезон, лежа в кровати с температурой — в этом нет ничего болезненного. Если же он не обращает внимания на остальные стороны своей жизни, растерял всех друзей, не ест, не спит только ради того, чтобы целыми днями смотреть сериал — тогда можно предположить, что у него не все гладко в жизни».
Чем нас привлекают сериалы?
Во-первых, зрелищностью. Лучшие сериалы демонстрируют нам красивые дома, интерьеры, людей и наряды. Все это радует взгляд и добавляет красок в жизнь, в которой приходится думать о хлебе насущном.
Во-вторых, поскольку действие любого сериала растянуто, а мизансцены повторяются, пропустить что-то не так уж страшно. Это создает иллюзию безопасности бытия и размеренности жизни, дает многим зрителям ощущение передышки. Эффекту стабильности способствует и то, что зритель знает, что ему всегда будет, чем заняться.
«Основными причинами любви к сопереживанию является потребность к сопоставлению своей ситуации с чужой, — говорит Родион Чепалов. — Сериал создает стабильность, которую не может создать общество».
«Создатели сериалов цепляют зрителя, подогревая любопытство и интерес, как в фильме LOST, — говорит Татьяна Амвросиева. — Или придумывая харизматичный персонаж, как Доктор Хаус. Эффект «подглядывания» больше свойственен сериалам «про жизнь».
Компенсация и подмена
Мечты о сказочной жизни тоже заставляют смотреть сериалы. Дурнушки превращаются в красоток, золушки встречают принцев на белом коне. Любовь всегда возвышенна и прекрасна, добро побеждает зло.
«Не вижу в такой компенсации ничего плохого, — комментирует Родион Чепалов. — Допустим, у вас нет возможности пережить вновь рождение ребенка, а благодаря сериалу про роддом, переживаете этот момент заново. Или вот сериал «Теория большого взрыва». У вас нет возможности глупо шутить, смеяться и чувствовать себя свободно, а герои этого «идиотского» сериала именно так и делают. Считаю, что вся наша жизнь состоит из полезных «компенсаций».
Разные жанры — разное влияние
Многие комедийные сериалы — такие, как «Друзья», или «Грейс в огне» являются отличной заменой юмористическим передачам, но с философско-драматическим компонентом.
Фантастические же сериалы воздействуют на нас спецэффектами, оригинальностью сюжетов и харизматичностью героев.
Особое дело — сериалы-ужастики: «Настоящая кровь» с вампирами и загробным миром, старая добрая классика «Твин Пикс», «Остров Харпера», посвященный многочисленным убийствам и загадочным смертям. Подобные ленты дают тот мощный выброс адреналина, который редко удается получить в жизни. Ведь приятно смотреть на страшное с безопасной дистанции, при этом вникая в суть таинственных хитросплетений, как в «Декстере», сериале о судебном эксперте, тайно и зверски убивающем преступников.
«Сериал — не таблетка, — говорит Родион Чепалов. — Можно порекомендовать человеку сериал, но не факт, что он ему поможет. Например, «Скорая помощь»: его можно посоветовать людям, которые боятся врачей. Но одному этот сериал может понравиться, а у другого — навсегда отбить охоту обращаться к врачам. Что конкретно дает человеку каждый персонаж — это очень индивидуально. Для одних доктор Хаус — пример стойкости, для других — пример умения обходить преграды враньем».
«Каждый человек индивидуален, поэтому у каждого будут свои причины того, что ему нравятся те или иные сериалы, — считает Татьяна Амвросиева. — Могу предположить несколько причин, которые, кстати, могут быть верны не только в отношении сериалов, но и книг или фильмов:
1) человек, который в жизни что-то себе не позволяет, но очень хочет. Например, быть более уверенным или не чувствовать стыда, может заинтересоваться героем, который это умеет, к примеру, доктором Хаусом, для которого не важны социальные нормы. То есть зритель как бы проецирует часть себя на героя.
2) если жизнь человека сильно отличается от его собственных фантазий, то человек может смотреть сериалы как виртуальное «расширение».
3) захватывающие сериалы, книги, фильмы – удобный способ переключиться, особенно если есть что-то, что не устраивает, а возможности изменить нет.
4) определенная цикличность, знание того, что будет еще много серий, помогает снизить уровень тревоги, дает ощущение надежности».
Источник: http://lady.mail.ru/article/479155-pochemu-my-smotrim-serialy/